


История

Как хорошо, что мы живет не в Новой Гвинее. Ведь ее тропические леса стали родным домом не только для разнообразных ядовитых насекомых и пресмыкающиеся, но и для ядовитых птиц! Да-да, такие тоже существуют. С виду это маленькая и очень симпатичная птичка: двуцветный (или хохлатый) питоху.
Как и многие представители отряда воробьинообразных, ее размеры не превышают 20-23 сантиметров. Яркая черно-оранжевая или сине-оранжевая окраска, как и у многих ярких животных, является предостерегающим сигналом о ядовитости ее обладателя.
Первоначально считалось, что самцы имеют более яркую окраску, но самки ничуть не отстают от них, ни в яркости окраски, ни в размерах.
Эта птичка полностью пропитана ядом – батрахотоксином, который вызывает нарушение сердечного ритма и разрозненное и нескоординированное сокращение мышечных волокон сердечной мышцы (фибриляцию).
Он содержится везде — в перьях, на коже и даже во внутренних органах. Помимо этой птички, аналогичный яд в качестве защиты используют лягушки-древолазы, обитающие в Южной Америке, но в отличие от них его концентрация в теле птицы значительно ниже.
Для человека количество яда, содержащегося на перьях не особо опасно для жизни. Но схватив питоху голыми руками, человек может получить серьезные ожоги кожи, а если яд каким-либо образом попадает на слизистую оболочку, например в рот, то отравление гарантировано.
Но человеку везет больше, чем более мелким животным. Последним, после пробы этой птички на «зуб», грозит смерть, причем очень быстрая, буквально за считанные минуты. По подсчетам, общее количество яда, содержащегося в птичке, хватит на то, чтобы убить около 800 мышей.
Тут же возникает вопрос – «А откуда у такой маленькой и беззащитной птички яд и для чего он ей нужен?» Ответ на первый вопрос кроится в рационе питания двуцветного питоку, который состоит из семян, плодов и насекомых. Вот как раз среди последних и кроется разгадка. Питоку питается маленьким, но очень ядовитым жучком Choresine pulchra, который как раз и содержит в себе этот яд. У самой птички уже давным-давно выработался иммунитет к этому яду, поэтому для нее он совершенно безвреден.
Об особенности этой птички зоологам стало известно не так давно, чуть более полвека, а вот местные жители не «трогают» эту птичку уже несколько столетий. Они не используют ее в пищу и даже считают священной.