История
Большинство старых учителей почти все ушли из школы на пенсию и уехали в центр страны. Школа неизменно пополнялась молодыми учителями. Они очень любили поязвить и поиздеваться над старым отставным офицером, особенно по вопросам педагогики.
И вот однажды представился вот такой случай. Заболел учитель истории, и дабы не сорвать урок в одном недисциплинированном классе, завуч решила направить туда нашего майора, ну в смысле - бросить под танк. Макарыч был из тех людей, которые не ропщут, а получив приказ идут его выполнять. И так – звенит школьный звонок, и урок начинается… а начался он с того, что сначала отрепетировали встречу начальника, потом доклад дневального по роте, конечно, всё строго с требованиями строевого Устава. Затем, осмотрев класс взглядом профессионального снайпера, новоявленный Песталоцци чётко, командирским басом спросил:
- Какое задание было на дом, товарищи?
Один из учеников, Вовочка Пупкин, поднял руку и чётким голосом доложил, что на дом была поставлена боевая задача на изучение мифов древней Греции, в частности миф об Икаре. Тогда воен.спец попросил ученика рассказать ему про этот миф. Ученик вышел к доске и бодрым голосом доложил о том, что мифический герой Икар сделал себе крылья, на которых полетел к солнцу. И вот он поднялся высоко-высоко, прямо к самому солнцу, отчего крылья Икара расплавились и сгорели. В результате Икар упал в море и погиб.
- Да… - вздохнул внук Макаренко.
Макарыч не знал материалов урока, но детей надо было чем-то занять в течение ещё получаса. А отставной майор был из той породы людей, которые бросались с гранатами под танки, закрывали своим телом амбразуры и пикировали в горящих самолётах на головы врагов.
Для Макарыча не было невыполнимых задач - он считал, что если задача поставлена, то она должна быть выполнена, любой ценой, не жалея крови и самой жизни. Но всем известно, что как задача ставится - так она и выполняется.
- Так что мы имеем? - погремел на весь класс Сен Сей. - А имеем мы, товарищи, тяжёлое лётное происшествие, связанное с гибелью человека, и давайте всё же разберёмся в обстоятельствах, причинах и виновниках данной катастрофы. Итак, паре лётчиков была поставлена боевая задача - выполнить перелёт над Средиземным морем, с острова Крит на остров Мальта.
Макарыч нарисовал маршрут перелёта на доске.
- Расследованием установлено:
1. Пара истребителей, лётчики Дедал и Икар, произвела взлёт и набор высоты.
2. На маршруте следования лейтенант Икар произвольно отклонился от заданного маршрута, чем нарушил боевой порядок. В результате чего произошла полная потеря ориентировки. Не зная эксплуатационных ограничений, лейтенант Икар пытался восстановить ориентировку по солнцу. В ходе поиска ориентиров, были грубо нарушены ограничения по высоте, скорости и прочности летательного аппарата.
В результате чего летательный аппарат разрушился и упал в море, лётчик лейтенант Икар погиб.
3. Причинами данного происшествия являются:
- личная недисциплинированность лейтенанта Икар,
- плохая теоретическая подготовка группы к полёту,
- безграмотное управление полётом группы по маршруту, со стороны ведущего группы капитана Дедал.
В ходе расследования причин катастрофы также установлено:
- постановка задачи на перелёт группе, командиром полка полковником Зевс не производилась.
- заблаговременная подготовка к полётам по маршруту не планировалось, и не проводилась,
- предварительная подготовка была проведена с низким качеством, причём контроля готовности к полётам не было,
- метео-обеспечение перелёта отсутствовало,
- радио и локационное обеспечение не велось,
- аварийные маяки и система опознавания не включалась,
- поисково-спасательное обеспечение не проводилось из-за его полного отсутствия,
- сертификации летательного аппарата не имеется,
- журналы подготовки техники к полётам отсутствуют,
- формуляры на авиационную технику утеряны,
- средства объективного контроля не использовались,
- радиолокационный контроль за выполнением перелёта не проводился,
- тренажи по штурманской подготовке и действию в особых случаях при полёте не планировались и не проводились,
- лётчик лейтенант Икар порядок действий при потере ориентировки не знал и не отрабатывал на земле,
- командные пункты ПВО и центры управления полётом не оповещались,
- контроль за выполнением поставленной задачи, со стороны вышестоящего командования отсутствовал.
Вывод:
- весь набор фатальных нарушений требований документов, регламентирующих лётную работу, и привёл к тяжёлому лётному происшествию.
Виновниками данного летного происшествия являются:
- командир авиационной части полковник Зевс, утерявший контроль за выполнением поставленной задачи,
- ведущий группы капитан Дедал, проявивший полную неспособность управлять группой как во время полёта, так и при подготовке к нему,
- лётчик лейтенант Икар, проявивший личную недисциплинированность и слабые теоретические знания в конструкции летательного аппарата и его эксплуатационных ограничений.
Итак, товарищи, записываем мероприятия:
- полковнику Зевс, за утерю контроля за лётной подготовкой экипажей, объявить о неполном служебном соответствии,
- капитана Дедал, проявившего слабые навыки руководства полётом группы и подготовки к нему, с должности снять и назначить с понижением.
- материалы расследования данного лётного происшествия изучить во всех частях и подразделениях, о чём доложить мне письменно….
Звенит звонок… в классе стоит жуткая тишина, точнее оторопь…
(О данном уроке я узнал от своей жены, учителя высшей категории, которая в учительской, вместе с учителями, через прослушивающее устройство слушала данный вариант мифа об Икаре, в изложении настоящего майора.)