История
В пятидесятые годы была в литературе такая теория бесконфликтности. Считалось, что в советском обществе нет конфликтов, а если и есть, то это конфликт хорошего с отличным. И был такой литературный генерал Суров, драматург, пьесы которого шли во всех московских и провинциальных театрах. Из писателей самые богатые - драматурги. Не потому, что по своему уровню они приближаются к Шекспиру, а потому, что за каждый спектакль им шли непременные отчисления. Суров был алкоголиком и, естественно, антисемитом (впоследствии выяснилось, что он к тому же еще и плагиатор - все его пьесы оказались крадеными. Его исключили из Союза писателей). И был еще один литгенерал Михаил Бубеннов, автор романа "Белая береза", обласканный Сталинской премией. Тоже пьяница. И вот этим персонажам посвятил свое стихотворение молодой тогда Эммануил Казакевич. Он, кстати, тоже начинал как поэт. Однажды литгенералы крепко злоупотребили, и прозаик погнался за драматургом с вилкой.
Поскольку имя этого литератора теперь уже прочно (и, по правде говоря, справедливо) забыто, хочу сказать о нем несколько слов. А заодно (не могу удержаться!) и рассказать один связанный с ним эпизод тогдашнего, красочного нашего литературного быта. Автор «Белой березы» Михаил Бубеннов был самым злостным антисемитом в Союзе писателей. А может быть, и во всем СССР. Сравниться с ним в этом качестве мог разве только другой корифей тогдашней официальной литературы — Анатолий Суров, тоже давно уже и прочно забытый. И вот однажды они подрались. Уж не знаю, что они там не поделили. Может быть, это был и какой-нибудь принципиальный, идейный спор. Один, может быть, доказывал, что всех евреев надо отправить в газовые камеры, а другой предлагал более мягкий вариант: выслать их на Колыму. Или еще того либеральнее — в Израиль. Как бы то ни было, они подрались. И драка была серьезная. В ход была пущена даже мебель — стулья, табуретки...
Случилось это в старом писательском доме на Лаврушинском — том самом, который громила булгаковская Маргарита. Увлеченные борьбой супостаты выкатились из этого облицованного мрамором дома прямо на улицу, на потеху большой толпы, образовавшей традиционную очередь в Третьяковку. Оружием одного из сражающихся, как рассказывали очевидцы, стала вилка, которую он вонзил своему оппоненту в зад. Сражение это вдохновило Эммануила Казакевича. Вдохновило настолько, что он описал его не прозой, как можно было бы ожидать, а стихами. И облек эту свою поэтическую зарисовку в чеканную форму сонета.
Суровый Суров не любил евреев,
Где только мог, их всюду обижал.
За что его не уважал Фадеев,
Который тоже их не обожал.
Но вышло так: сей главный из злодеев
Однажды в чем-то где-то не дожал,
И Бубеннов, насилие содеяв,
За ним вдогонку с вилкой побежал.
Певец "Березы" в жопу драматургу,
Как будто иудею Эренбургу,
Фамильное вонзает серебро...
Но следуя традициям привычным,
Лишь как конфликт хорошего с отличным
Все это расценило партбюро...
Михаил Семёнович Бубённов (1909 - 19830 прозаик Лауреат Сталинской премии первой степени1948
Член ВКПб с 1951года
на фото слева
Анатолий Алексеевич Суров (1910 — 1987 драматург
на фото справа